Англичанин Тримейн Элсон в Москве живет с
Разъяснять особенности местного менталитета Элсону приходится ежедневно — он управляет российским филиалом международной рекрутинговой компании Antal International и постоянно имеет дело с так называемыми экспатами — работающими в России зарубежными менеджерами. Себя англичанин не без гордости называет «одним из наиболее опытных» рекрутеров на российском рынке труда — он хорошо помнит первую волну экспатов в середине 1990-х, наблюдал их массовый отъезд после кризиса 1998-го и вот уже год как активно содействует их «второму пришествию». А они едут к нам сотнями: теперь Россия — одна из обязательных стран для хорошего резюме топ-менеджера (наряду с Индией и Китаем): мол, если справился там, то уж в благополучной Америке–Европе–Австралии тебе можно доверить хоть все представительство. Россия теперь — своеобразная кузница кадров для международной экономики и важная ступенька в карьерном росте иностранных менеджеров.
Сколько экспатов в России — посчитать невозможно, вычленить экспатов из всей массы «понаехавших тут» гастарбайтеров нельзя, такой статистики просто нет. Но по данным многочисленных рекрутинговых агентств, с которыми удалось поговорить Newsweek, число экспатов в России выросло за последний год на 15–20%. А в кадровом агентстве Penny Lane Personnel утверждают, что в
Активно осваивающие российский рынок экспаты только на первый взгляд кажутся однородной массой. Общепризнанной классификации не существует, но отечественные рекрутеры подразделяют их на несколько типов. Например, в Penny Lane Personnel экспатов делят на «авантюристов», «всезнаек» и «бывших граждан СССР». В кадровом агентстве Green Street — на тех, кто работает в представительствах западных компаний, сотрудников представительств восточных компаний и тех, кто работает в крупном российском бизнесе. Но самую «научную» классификацию придумал и пропагандирует все тот же Тримейн Элсон, директор Antal. Он знает, как поделить экспатов так, чтобы и работодателю было проще, и кадровикам понятнее. Теперь для него просто экспатов не существует: есть руссопаты — обожающие Россию со всеми ее недостатками; кэшпаты, которые приехали сюда за очень большими деньгами; корппаты, двигающиеся вперед по карьерной лестнице в раз и навсегда выбранной корпорации; и репаты — на самом деле русские, но выросшие и выучившиеся где-то за рубежом.
Главный магнит современных экспатов — успешная карьера за короткий срок. Это раньше, в начале 90-х, их притягивала сюда экзотика огромной неизвестной страны, где то ли медведи по улицам ходят, то ли водка из крана течет. Это были те самые руссопаты из классификации Тримейна Элсона — он и сам такой же, приехал в Москву в 25 лет, окрыленный романтическим энтузиазмом и обожавший русскую культуру от Рублева до Достоевского. Теперь таких остались единицы: тем молоденьким мальчикам уже под 40, они обзавелись семьями, романтика им наскучила, многие не справились с кризисом 1998-го и уехали на родину. Некоторые «переквалифицировались» в кэшпатов и сколотили целые состояния. «Они надеялись поработать тут 2–3 года, а потом всю жизнь загорать и пить коктейли, у многих это получилось», — смеется Элсон. «Нередко сюда приезжали люди “пиратского” типа, им хотелось оторваться вдали от семьи — в России красивые девочки, приключения и экзотика, — говорит Ольга Сабинина, директор департамента “Рекрутмент для рынка информационных технологий и телекоммуникаций” кадрового агентства “Контакт”. — Но такого рода мотивы были популярны лет десять назад. Все-таки сейчас большинство экспатов приезжают ради карьеры».
Их ждут почти везде: в администрировании, розничной торговле, маркетинге, на рынке недвижимости, медицине, банках и финансах, консалтинге и инвестиционных компаниях. В тех отраслях экономики, где требуется западных опыт, потому что собственного почти нет. И где вчерашний студент из маленького городка под Денвером куда профессиональней и опытней директора крупнейшего в области завода.
Француз Винсент Лутенс, директор по маркетингу табачной компании AltadisBalkanStar, — классический корпат. По заданию своей фирмы работал на Балканах, в Африке и Латинской Америке. В России он недавно. По словам Лутенса, наша страна — это настоящий challenge (вызов), и ему как экспату здесь иногда очень трудно. «Уж очень много ненужных бюрократических преград и правил, которые мешают нормально работать и наслаждаться жизнью, — вздыхает Лутенс. — Вы не представляете, сколько времени экспат тратит на визу, регистрацию, разрешение на работу, покупку машины, страховки и так далее. И самое обидное — в отличие от Аргентины и Буркина-Фасо, где я работал до этого, правила постоянно меняются, о чем иностранцев не всегда предупреждают».
Тем не менее в России Винсенту очень нравится. Он любит путешествовать — был в разных городах от Владивостока и Ярославля до Самары и Архангельска. Старается как можно больше общаться на русском. Много гуляет по Москве, любимые места — парк Победы и маленькие, спрятанные от туристических потоков переулки старой Москвы. Он сравнивает прогулки в центре со своим первоначальным впечатлением от всей России: «Ты выходишь на широкий проспект, и тебе кажется, что все понятно и открыто, а потом ты начинаешь изучать эти маленькие переулочки и внутренние дворики и осознаешь, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Ты можешь либо упереться в тупик, либо выйти на более красивую площадь, главное — не переставать идти».
Но больше всего в Москве Винсенту нравится работать. Потому что он не сомневается — это лучшая строчка в его резюме. «Россия занимает второе, если не первое, место в списке стран, где должен поработать уважающий себя специалист западной мультинациональной компании. К ним относят еще Китай, Индию, Бразилию и иногда Индонезию, — говорит Лутенс. — В Европе много говорят про Китай, но я считаю, что Россия лучше. Если здесь справился, преуспеешь везде».
С ним согласен и знаток Китая, председатель Совета негосударственного пенсионного фонда «Райффайзен» экспат из Германии Александр Лоренц — перед тем как приехать к нам, он много лет проработал за пределами Германии, в том числе в Пекине. «Там очень сложно стать своим, даже если ты принимаешь местный стиль жизни и отлично говоришь по-китайски, ты всегда останешься “лао вей” — “чужестранцем”, — объясняет Лоренц. — А русские более открыты, чем люди в других странах. В России, если ты хорошо говоришь по-русски, ты можешь довольно быстро интегрироваться». Он тоже уверен, что для потенциального немецкого работодателя, особенно если тот сотрудничает с Россией, опыт работы в Москве, знание языка и понимание особенностей российского рынка было бы очень ценным штрихом. Но Лоренц пока не планирует возвращаться в Германию: «Думаю, уже через неделю я бы соскучился по московскому ритму жизни. Москва более динамична, чем любой европейский город. Москва настолько живая, что большинство экспатов, кто успел пожить здесь, в любом другом городе начинают отчаянно скучать». Хотя поначалу приходилось тяжеловато, в эту жизнь необходимо «въехать».
Преодолеть первоначальные трудности и быстрее стать «своим» экспатам помогают relocation agencies — фирмы, берущие на себя все бытовые проблемы иностранцев-новичков. В Москве их около десяти. Агентство поможет с оформлением визы и других формальностей, подберет квартиру недалеко от места работы и ускоренные языковые курсы, найдет иностранную школу для детей и фитнес-клуб для жены. Новичкам охотно помогают и более опытные экспаты. Так, на форуме сайта expat.ru иностранцы дают друг другу ценные советы — где найти надежную няню, где купить вкусный багет и как рассмешить русского, если тот не пьет водку. По словам Полины Дзагуровой, главреда сайта, его посещаемость особенно растет в последнее время: «Многие экспаты заблаговременно начинают готовиться к поездке в Россию и чуть ли не за год до приезда регистрируются на сайте».
Сайтом особенно активно пользуются специалисты из Восточной Европы и Латинской Америки. Они пытаются самостоятельно найти работу в России (то есть не по направлению фирмы). «В Польше, Словении и многих других странах Восточной Европы, не говоря о странах третьего мира, на сегодняшний день существует очень большая безработица и дефицит интересных рабочих мест», — говорит Ольга Сабинина из «Контакта». Вот они и ломанулись в Россию. Это типичные кэшпаты, они чаще других интересуются вакансиями именно в крупных российских компаниях.
На сайт для экспатов заходят не только иностранцы, готовящиеся к переезду, но и «репаты» — наши соотечественники, много лет прожившие и проработавшие за рубежом, а теперь решившие вернуться. Некоторые работающие за границей россияне возвращаются обратно по собственной инициативе, других приходиться «убеждать». У Тримейна Элсона в базе несколько десятков тысяч работающих во всем мире российских менеджеров, он отслеживает их карьерные шаги и периодически прощупывает настроения: не пора ли вновь поработать на родине. «Долго убеждать, как правило, не приходится, они сами понимают, что здесь шансов сделать карьеру больше, — говорит Элсон. — Даже высококвалифицированные российские кадры за рубежом неизбежно упираются в “потолок”, нам остается только вовремя указать им на это».
Приблизительно так и случилось с «классическим репатом» — Станиславом Родионовым, топ-менеджером российского отделения известной IT-компании, проработавшим 4 года в США и получившим там престижную степень MBA(Master of Business Administration). Жить и работать в Чикаго ему очень нравилось, но постоянно приходилось доказывать, что он чего-то стоит. «В России у меня больше возможностей раскрыться в профессиональном плане. Образование и опыт необходимы, но без культурной общности и знания тонкостей менталитета не обойтись», — уверен Родионов. В США Станислав трудился по 20 часов в день: днем на работе, вечером в бизнес-школе, ночью в библиотеке. Вернувшись в Россию, он не сбавил ритм, только теперь уже сам преподает в Московской международной высшей школе бизнеса. «Репаты имеют преимущество в том, что, с одной стороны, они обладают опытом на уровне экспатов, полученным во время работы на Западе, а с другой — лучше понимают специфическую обстановку в нашей стране», — говорит Елена Егорова из Penny Lane PERSONNEL.
Нередко возвращаются даже те, кто и за рубежом мог бы сделать или уже сделал головокружительную карьеру. Старшему консультанту международной консалтинговой компании MoltenЕкатерине Харченко всего 30 лет, а она уже успела получить MBA в Великобритании, защитить там диссертацию по стратегическому маркетингу и блестяще вывести на британский рынок канадскую компанию, предоставляющую услуги в банковском сервисе. Екатерина вернулась в Россию два года назад и не жалеет об этом. «Да, я могла бы работать в Великобритании или другой стране, но в России интересней. Здесь столько возможностей, столько незанятых ниш, просто поле непаханое», — улыбается бизнес-леди. Ей легко было найти престижную работу в Москве, так как с точки зрения Элсона Екатерина «идеальный репат»: до 35 лет, опыт работы на высокой позиции за границей, английский — второй родной. Сама Екатерина добавляет к этому еще две вещи, которые ей дала работа в Европе — уверенность, что она справится практически со всем («Я никогда не говорю, что не смогу или не умею. Всегда говорю — я постараюсь») и умение работать по собственной инициативе, а не из-под палки.
Правда, Екатерина не исключает, что рано или поздно вернется за границу. А по словам Элсона, скорее всего так и произойдет. Россия — слишком неспокойная страна, и с возрастом экспатов это начинает сильно раздражать. Им хочется привычного сервиса, хорошей экологии, вменяемых цен на недвижимость, гарантированной стабильности и в конце концов последующего карьерного роста — даже репату возвращение на родину помогает пробить «потолок», в который он уперся на Западе, и открывает перед ним новые горизонты при повторном отъезде. Из первой волны экспатов в столице окончательно «пустили корни» только те, кто сумел обзавестись собственным бизнесом. Кто останется из второй, пока непонятно.
Элсон не сомневается только в одних — «имиджпатах» — новой группе в его классификации. Те, кого отечественные компании стали активно привлекать для улучшения имиджа компании в глазах партнеров и инвесторов. «Нередко они просто сидят в офисе, получают кучу денег и ничего не делают, так как их взяли “для красоты”, — говорит он. — Это уникальное российское явление». Элсон даже не представляет, насколько оно старое — раньше таких называли «свадебный генерал».
Журнал «Русский Newsweek»