Из России с карьерой
25 июля 2007

Англичанин Тримейн Элсон в Москве живет с 1994 г. и не исключает, что останется здесь навсегда. Свое отношение к России он в шутку сравнивает с браком: «с женой трудно, но без нее никак». Элсон любит русскую литературу и живопись, интересуется историей России и обожает национальную кухню. В Москве у Элсона красивая квартира на Патриарших прудах и до работы — 5 минут пешком. Центр столицы он знает получше многих москвичей и может провести подробнейшую экскурсию по известным лишь старожилам достопримечательностям. Он владеет техникой бесконфликтного общения со столичным ГАИ и способен объяснить прибывающим иностранцам разницу между «халявой» и «халтурой».

Разъяснять особенности местного менталитета Элсону приходится ежедневно — он управляет российским филиалом международной рекрутинговой компании Antal International и постоянно имеет дело с так называемыми экспатами — работающими в России зарубежными менеджерами. Себя англичанин не без гордости называет «одним из наиболее опытных» рекрутеров на российском рынке труда — он хорошо помнит первую волну экспатов в середине 1990-х, наблюдал их массовый отъезд после кризиса 1998-го и вот уже год как активно содействует их «второму пришествию». А они едут к нам сотнями: теперь Россия — одна из обязательных стран для хорошего резюме топ-менеджера (наряду с Индией и Китаем): мол, если справился там, то уж в благополучной Америке–Европе–Австралии тебе можно доверить хоть все представительство. Россия теперь — своеобразная кузница кадров для международной экономики и важная ступенька в карьерном росте иностранных менеджеров.

Сколько экспатов в России — посчитать невозможно, вычленить экспатов из всей массы «понаехавших тут» гастарбайтеров нельзя, такой статистики просто нет. Но по данным многочисленных рекрутинговых агентств, с которыми удалось поговорить Newsweek, число экспатов в России выросло за последний год на 15–20%. А в кадровом агентстве Penny Lane Personnel утверждают, что в 2006 г. с поиском иностранных топ-менеджеров была связана почти треть всех заказов — приблизительно на 20% больше, чем за год до того. «Иностранные специалисты в нашей стране востребованы, а российский рынок труда для них привлекателен, — говорит Елена Егорова, директор департамента продаж и развития агентства Penny Lane Personnel. — По сравнению с Европой возможностей быстро сделать успешную карьеру тут значительно больше».

Активно осваивающие российский рынок экспаты только на первый взгляд кажутся однородной массой. Общепризнанной классификации не существует, но отечественные рекрутеры подразделяют их на несколько типов. Например, в Penny Lane Personnel экспатов делят на «авантюристов», «всезнаек» и «бывших граждан СССР». В кадровом агентстве Green Street — на тех, кто работает в представительствах западных компаний, сотрудников представительств восточных компаний и тех, кто работает в крупном российском бизнесе. Но самую «научную» классификацию придумал и пропагандирует все тот же Тримейн Элсон, директор Antal. Он знает, как поделить экспатов так, чтобы и работодателю было проще, и кадровикам понятнее. Теперь для него просто экспатов не существует: есть руссопаты — обожающие Россию со всеми ее недостатками; кэшпаты, которые приехали сюда за очень большими деньгами; корппаты, двигающиеся вперед по карьерной лестнице в раз и навсегда выбранной корпорации; и репаты — на самом деле русские, но выросшие и выучившиеся где-то за рубежом.

Главный магнит современных экспатов — успешная карьера за короткий срок. Это раньше, в начале 90-х, их притягивала сюда экзотика огромной неизвестной страны, где то ли медведи по улицам ходят, то ли водка из крана течет. Это были те самые руссопаты из классификации Тримейна Элсона — он и сам такой же, приехал в Москву в 25 лет, окрыленный романтическим энтузиазмом и обожавший русскую культуру от Рублева до Достоевского. Теперь таких остались единицы: тем молоденьким мальчикам уже под 40, они обзавелись семьями, романтика им наскучила, многие не справились с кризисом 1998-го и уехали на родину. Некоторые «переквалифицировались» в кэшпатов и сколотили целые состояния. «Они надеялись поработать тут 2–3 года, а потом всю жизнь загорать и пить коктейли, у многих это получилось», — смеется Элсон. «Нередко сюда приезжали люди “пиратского” типа, им хотелось оторваться вдали от семьи — в России красивые девочки, приключения и экзотика, — говорит Ольга Сабинина, директор департамента “Рекрутмент для рынка информационных технологий и телекоммуникаций” кадрового агентства “Контакт”. — Но такого рода мотивы были популярны лет десять назад. Все-таки сейчас большинство экспатов приезжают ради карьеры».

Их ждут почти везде: в администрировании, розничной торговле, маркетинге, на рынке недвижимости, медицине, банках и финансах, консалтинге и инвестиционных компаниях. В тех отраслях экономики, где требуется западных опыт, потому что собственного почти нет. И где вчерашний студент из маленького городка под Денвером куда профессиональней и опытней директора крупнейшего в области завода.

Француз Винсент Лутенс, директор по маркетингу табачной компании AltadisBalkanStar, — классический корпат. По заданию своей фирмы работал на Балканах, в Африке и Латинской Америке. В России он недавно. По словам Лутенса, наша страна — это настоящий challenge (вызов), и ему как экспату здесь иногда очень трудно. «Уж очень много ненужных бюрократических преград и правил, которые мешают нормально работать и наслаждаться жизнью, — вздыхает Лутенс. — Вы не представляете, сколько времени экспат тратит на визу, регистрацию, разрешение на работу, покупку машины, страховки и так далее. И самое обидное — в отличие от Аргентины и Буркина-Фасо, где я работал до этого, правила постоянно меняются, о чем иностранцев не всегда предупреждают».

Тем не менее в России Винсенту очень нравится. Он любит путешествовать — был в разных городах от Владивостока и Ярославля до Самары и Архангельска. Старается как можно больше общаться на русском. Много гуляет по Москве, любимые места — парк Победы и маленькие, спрятанные от туристических потоков переулки старой Москвы. Он сравнивает прогулки в центре со своим первоначальным впечатлением от всей России: «Ты выходишь на широкий проспект, и тебе кажется, что все понятно и открыто, а потом ты начинаешь изучать эти маленькие переулочки и внутренние дворики и осознаешь, что все не так просто, как кажется на первый взгляд. Ты можешь либо упереться в тупик, либо выйти на более красивую площадь, главное — не переставать идти».

Но больше всего в Москве Винсенту нравится работать. Потому что он не сомневается — это лучшая строчка в его резюме. «Россия занимает второе, если не первое, место в списке стран, где должен поработать уважающий себя специалист западной мультинациональной компании. К ним относят еще Китай, Индию, Бразилию и иногда Индонезию, — говорит Лутенс. — В Европе много говорят про Китай, но я считаю, что Россия лучше. Если здесь справился, преуспеешь везде».

С ним согласен и знаток Китая, председатель Совета негосударственного пенсионного фонда «Райффайзен» экспат из Германии Александр Лоренц — перед тем как приехать к нам, он много лет проработал за пределами Германии, в том числе в Пекине. «Там очень сложно стать своим, даже если ты принимаешь местный стиль жизни и отлично говоришь по-китайски, ты всегда останешься “лао вей” — “чужестранцем”, — объясняет Лоренц. — А русские более открыты, чем люди в других странах. В России, если ты хорошо говоришь по-русски, ты можешь довольно быстро интегрироваться». Он тоже уверен, что для потенциального немецкого работодателя, особенно если тот сотрудничает с Россией, опыт работы в Москве, знание языка и понимание особенностей российского рынка было бы очень ценным штрихом. Но Лоренц пока не планирует возвращаться в Германию: «Думаю, уже через неделю я бы соскучился по московскому ритму жизни. Москва более динамична, чем любой европейский город. Москва настолько живая, что большинство экспатов, кто успел пожить здесь, в любом другом городе начинают отчаянно скучать». Хотя поначалу приходилось тяжеловато, в эту жизнь необходимо «въехать».

Преодолеть первоначальные трудности и быстрее стать «своим» экспатам помогают relocation agencies — фирмы, берущие на себя все бытовые проблемы иностранцев-новичков. В Москве их около десяти. Агентство поможет с оформлением визы и других формальностей, подберет квартиру недалеко от места работы и ускоренные языковые курсы, найдет иностранную школу для детей и фитнес-клуб для жены. Новичкам охотно помогают и более опытные экспаты. Так, на форуме сайта expat.ru иностранцы дают друг другу ценные советы — где найти надежную няню, где купить вкусный багет и как рассмешить русского, если тот не пьет водку. По словам Полины Дзагуровой, главреда сайта, его посещаемость особенно растет в последнее время: «Многие экспаты заблаговременно начинают готовиться к поездке в Россию и чуть ли не за год до приезда регистрируются на сайте».

Сайтом особенно активно пользуются специалисты из Восточной Европы и Латинской Америки. Они пытаются самостоятельно найти работу в России (то есть не по направлению фирмы). «В Польше, Словении и многих других странах Восточной Европы, не говоря о странах третьего мира, на сегодняшний день существует очень большая безработица и дефицит интересных рабочих мест», — говорит Ольга Сабинина из «Контакта». Вот они и ломанулись в Россию. Это типичные кэшпаты, они чаще других интересуются вакансиями именно в крупных российских компаниях.

На сайт для экспатов заходят не только иностранцы, готовящиеся к переезду, но и «репаты» — наши соотечественники, много лет прожившие и проработавшие за рубежом, а теперь решившие вернуться. Некоторые работающие за границей россияне возвращаются обратно по собственной инициативе, других приходиться «убеждать». У Тримейна Элсона в базе несколько десятков тысяч работающих во всем мире российских менеджеров, он отслеживает их карьерные шаги и периодически прощупывает настроения: не пора ли вновь поработать на родине. «Долго убеждать, как правило, не приходится, они сами понимают, что здесь шансов сделать карьеру больше, — говорит Элсон. — Даже высококвалифицированные российские кадры за рубежом неизбежно упираются в “потолок”, нам остается только вовремя указать им на это».

Приблизительно так и случилось с «классическим репатом» — Станиславом Родионовым, топ-менеджером российского отделения известной IT-компании, проработавшим 4 года в США и получившим там престижную степень MBA(Master of Business Administration). Жить и работать в Чикаго ему очень нравилось, но постоянно приходилось доказывать, что он чего-то стоит. «В России у меня больше возможностей раскрыться в профессиональном плане. Образование и опыт необходимы, но без культурной общности и знания тонкостей менталитета не обойтись», — уверен Родионов. В США Станислав трудился по 20 часов в день: днем на работе, вечером в бизнес-школе, ночью в библиотеке. Вернувшись в Россию, он не сбавил ритм, только теперь уже сам преподает в Московской международной высшей школе бизнеса. «Репаты имеют преимущество в том, что, с одной стороны, они обладают опытом на уровне экспатов, полученным во время работы на Западе, а с другой — лучше понимают специфическую обстановку в нашей стране», — говорит Елена Егорова из Penny Lane PERSONNEL.

Нередко возвращаются даже те, кто и за рубежом мог бы сделать или уже сделал головокружительную карьеру. Старшему консультанту международной консалтинговой компании MoltenЕкатерине Харченко всего 30 лет, а она уже успела получить MBA в Великобритании, защитить там диссертацию по стратегическому маркетингу и блестяще вывести на британский рынок канадскую компанию, предоставляющую услуги в банковском сервисе. Екатерина вернулась в Россию два года назад и не жалеет об этом. «Да, я могла бы работать в Великобритании или другой стране, но в России интересней. Здесь столько возможностей, столько незанятых ниш, просто поле непаханое», — улыбается бизнес-леди. Ей легко было найти престижную работу в Москве, так как с точки зрения Элсона Екатерина «идеальный репат»: до 35 лет, опыт работы на высокой позиции за границей, английский — второй родной. Сама Екатерина добавляет к этому еще две вещи, которые ей дала работа в Европе — уверенность, что она справится практически со всем («Я никогда не говорю, что не смогу или не умею. Всегда говорю — я постараюсь») и умение работать по собственной инициативе, а не из-под палки.

Правда, Екатерина не исключает, что рано или поздно вернется за границу. А по словам Элсона, скорее всего так и произойдет. Россия — слишком неспокойная страна, и с возрастом экспатов это начинает сильно раздражать. Им хочется привычного сервиса, хорошей экологии, вменяемых цен на недвижимость, гарантированной стабильности и в конце концов последующего карьерного роста — даже репату возвращение на родину помогает пробить «потолок», в который он уперся на Западе, и открывает перед ним новые горизонты при повторном отъезде. Из первой волны экспатов в столице окончательно «пустили корни» только те, кто сумел обзавестись собственным бизнесом. Кто останется из второй, пока непонятно.

Элсон не сомневается только в одних — «имиджпатах» — новой группе в его классификации. Те, кого отечественные компании стали активно привлекать для улучшения имиджа компании в глазах партнеров и инвесторов. «Нередко они просто сидят в офисе, получают кучу денег и ничего не делают, так как их взяли “для красоты”, — говорит он. — Это уникальное российское явление». Элсон даже не представляет, насколько оно старое — раньше таких называли «свадебный генерал».

Журнал «Русский Newsweek»

ВСЯ АНАЛИТИКА