Аналитики компании Penny Lane Realty – ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости – подвели итоги 1 полугодия 2011 года по рынку офисной недвижимости Москвы. Возврат иностранных инвесторов в число крупных игроков стал едва ли не главным достижением рынка за этот период. В арендной политике сохраняется баланс сил собственника и арендатора.
Спрос
В 1 полугодии 2011 года на российский рынок вернулись иностранные игроки в качестве реальных покупателей. Это говорит о том, что консервативные и осторожные западные инвесторы с оптимизмом смотрят на рынок офисной недвижимости России, снова готовы вкладывать свои средства, и уже в ближайшее время их интерес воплотится в реальных сделках.
«Сегодня на продажу выставлены три объекта, приобрести которые готовы зарубежные компании, – рассказывает Максим Жуликов, директор по развитию департамента офисной недвижимости Penny Lane Realty. – Это бизнес-центры Ducat Place 3, «Белая площадь» и «Гоголевский бульвар, 11». Каждый из них максимально соответствует высоким требованиям иностранных покупателей: пул первоклассных арендаторов, долгосрочные договоры аренды, профессиональное управление, западные компании в составе собственников. Ставки капитализации по этим объектам, которые ощутимо ниже рыночных, не смущают инвесторов. Так, например, ставка капитализации БЦ «Гоголевский бульвар, 11» в размере 7,5% близится к докризисному значению».
Российские интересанты пока не готовы приобретать объекты с низкой доходностью. В их поле зрения – бизнес-центры с минимальной капитализацией 9-10% (для А класса). Отечественные инвесторы способны оперативно принимать решения, когда собственник хочет быстро продать объект по привлекательной цене, здесь иностранцы им не конкуренты. Конкуренцию зарубежные инвесторы могут составить лишь в том случае, если объект продается «по рынку», либо несколько выше рынка, но при этом обладает рядом неоспоримых и важных для иностранцев преимуществ.
В целом на рынке купли-продажи спросом пользуются:
- офисные центры класса А и В в качестве арендного бизнеса,
- объекты, не заполненные арендаторами, для размещения своих собственных структур,
- промышленные площадки, пригодные для редевелопмента.
Наибольший интерес для девелоперов представляют промзоны, расположенные в центре, либо на западе, северо-западе и юго-западе города. Стабильно высокий спрос отмечается на особняки с территорией в ЦАО. В меньшей степени покупателей интересуют промышленные площадки и бизнес-центры, расположенные на восточном и юго-восточном направлениях. Объекты здесь не пользуются большим спросом, их доходность, как правило, невелика.
Спрос на аренду помещений в 1 полугодии вырос на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди арендаторов наиболее активны российские компании и банки. Причем кредитные организации рассматривают помещения как для головных офисов, так и для развития своей сети, что происходит даже несмотря на массовое объединение банков.
Помещения в состоянии shell&core по-прежнему не пользуются большим спросом у арендаторов. Потенциальные клиенты долго принимают решения даже по тем объектам, которые почти полностью сданы, и не всегда готовы занять такой офис. Это связано с тем, что пока еще можно найти неплохие готовые офисы.
«В арендной политике существенных изменений не произошло, – говорит Максим Жуликов. – Рынок по-прежнему ничей: ни собственника, ни арендатора, что отчасти связано с началом неактивного летнего периода. Хотя условия для арендаторов постепенно ужесточаются, но не по всем классам помещений. Особенно ощутимо это в ЦАО в бизнес-центрах класса А и в сегменте готовых офисов до 300 кв.м. в БЦ. Сокращаются арендные каникулы, индексируются арендные ставки на 5-10% с учетом инфляции и т.д.».
Предложение
В первом полугодии объем нового предложения увеличился более чем на 250 тыс. кв.м. «Темпы строительства в целом можно охарактеризовать как вялотекущее достраивание ранее заявленных объектов, – комментирует Максим Жуликов. Девелоперы не торопятся начинать строительство других проектов, у них все еще нет четкого понимания новых правил работы в городе».
Предложение на рынке купли-продажи готовых офисов характеризуется нарастающим дефицитом качественных объектов, расположенных в пределах ТТК, со ставкой доходности 10-12%. В основном, выставленные на продажу объекты обладают рядом существенных недостатков – таких как неудачное месторасположение, плохое состояние и т.д. Инвестиционная привлекательность таких объектов сомнительна, и инвесторы готовы приобретать такие объекты, исходя из текущей ставки доходности свыше 15%, что их не устраивает.
Также аналитики компании отмечают отсутствие на рынке предложения особняков с территорией в центре города. В этом сегменте цена квадратного метра перешагнула порог в $10 тыс. Бывает, что собственники запрашивают цену и в $15-20 тыс. за кв. м., но за такие деньги сделки пока не совершаются.
«В сегменте аренды офисных помещений с отделкой постепенно нарастает дефицит предложения, но он не носит критический характер. У арендаторов пока есть время занять неплохой офис, ощутимый дефицит появится ближе к концу года», – считает Максим Жуликов. Самый низкий уровень вакантных площадей отмечен в бизнес-центрах класса А и В, расположенных в пределах Садового кольца, и в среднем составляет 3,5%.
Объекты, введенные в эксплуатацию в 1 полугодии 2011 года
Проект
|
Округ |
Адрес |
Класс |
Девелопер |
Общая площадь, кв. м. |
БЦ «Линкор» |
СЗАО |
ул. Авиаконструктора Микояна, 12 |
А |
Brycetown |
63 000 |
БЦ «Золотое кольцо» |
ЮВАО |
ул. Южнопортовая, д.5 |
В+ |
н/д |
46 000 |
БЦ «Даймонд Холл» |
ЦАО |
Олимпийский проспект, 12/16 |
А |
Midland Group |
37 000 |
БЦ Marr Plaza |
ЦАО |
ул. Сергея Макеева, владение 13 |
А |
Marr Capital |
34 000 |
БЦ «Трио» |
САО |
ул. 8 Марта, 1 |
В+ |
MR Group |
27 000 |
БЦ «Юникон» |
ВАО |
ул. Плеханова, владение 4 |
В |
ВНИИжелезобетон |
23 000 |
БЦ «Новая Рига» |
СЗАО |
в 1 км. от пересечения МКАД, Новорижского и Краснопресненского шоссе |
В+ |
н/д |
6 798 |
БЦ «РВМ Мегаполис» |
ЦАО |
проспект Академика Сахарова, 30 |
А |
н/д |
27 000 |
Итого |
|
263 798 |
Цены
Ставки аренды и цены продаж по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 17-22% в зависимости от класса и местоположения объекта. Причины для подорожания не меняются с начала года: это прогнозы о резком сокращении объемов строительства новых проектов и медленные темпы вывода на рынок ранее заявленных объектов, а также снижение доли вакантных площадей качественных офисов с отделкой.
Арендные ставки на конец 1 полугодия 2011 года, $ за кв.м. в год (без НДС и стоимости эксплуатационных расходов) |
|||
Бизнес-центры (в пределах ТТК) |
|||
Класс А |
Класс В+ |
Класс B- |
|
700-1300 |
600-950 |
420-650 |
|
Особняки |
|||
В пределах Садового кольца |
От Садового кольца до ТТК |
||
600-1000 |
500-850 |
||
Цены продаж на конец 1 полугодия 2011 года, $ за кв.м. |
|||
Бизнес-центры |
|||
Класс А |
Класс В |
||
4000-10000 |
2500-7000 |
||
Особняки |
|||
В пределах Садового кольца |
В пределах ТТК |
||
5000-11000 |
3000-7000 |
||
«Возвращение иностранных инвесторов на рынок недвижимости свидетельствует об улучшении бизнес-климата в стране, – резюмирует Максим Жуликов. – Однако к докризисным показателям рынок офисной недвижимости выйдет лишь к 2012-2013 годам. На рост рыночной активности влияет ряд причин политического, экономического и административного характера. Предстоящие думские и президентские выборы определят вектор развития экономики в целом, а запретительная политика московских властей еще долго будет сдерживать поступательное развитие рынка офисов. Что касается краткосрочной перспективы, то в летний период мы ожидаем традиционное затишье, в результате которого рынок столкнется с некой ценовой стагнацией. Но уже осенью ставки и цены опять пойдут вверх. С началом периода высокой деловой активности переход к рынку арендодателя станет очевидным и необратимым».