Эксперты компании Penny Lane Realty - ведущего оператора на рынке жилой и коммерческой недвижимости - подвели итоги первого квартала 2011 года на рынке торговой недвижимости Москвы. Нарастающий оптимизм игроков, про который с разной степенью осторожности говорили в прошлом году, оправдывает ожидания. Показатели рыночной активности близятся к докризисному уровню 2007 года.
Внушительные результаты показал стрит-ритейл. Объем сделок купли-продажи вырос, причем сейчас инвесторы рассматривают приобретение целого пула объектов. Активировались игроки и в сегменте аренды. Февраль ознаменовался войной сотовых операторов «Евросети» и «Связного» за помещения. Очень высокую активность проявляют операторы банковского сектора и общепита в поиске помещений в основных торговых коридорах. В результате, в ЦАО растет дефицит предложения качественных объектов. В спальных районах ситуация обстоит не так остро, т.к. предложение практически не ограничено. Собственники помещений постепенно переходят на более жесткие докризисные условия работы.
Рост арендных ставок в этом сегменте составил 30% по сравнению с концом 2010 года. Таким образом, ставки варьируются в пределах $3000-7000 за кв.м. в год в ЦАО, в спальных районах $1500-3000 за кв.м. в год. Стоимость квадратного метра в центральной части города составляет $15 000-23 000 за кв.м., в спальных районах $4500-9000 за кв.м. Причем необходимо отметить, что цена квадратного метра в спальных районах у метро может достигать $15000-20000 за кв.м. за счет активного пешеходного трафика.
«Активность инвесторов на рынке также возросла: становятся ощутимы последствия запрета строительства торговых центров в пределах ТТК, - отмечает Алексей Могила, директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty. - В ближайшее время будет закрыт ряд сделок купли-продажи значимых торговых объектов. Цены продаж варьируются в пределах $120-200 млн. Предпродажная подготовка объектов часто включает целый комплекс операций: изменение пула арендаторов, корректировка договоров аренды, в основном, в сторону увеличения сроков действия, замена эксплуатирующих организаций на более эффективные и т.д. Как правило, результатом этих мер становится привлечение покупателя (или в некоторых случаях соинвесторов) или появление интереса банков к финансированию подобных проектов».
В сегменте общепита стремительно растет количество инвесторов и управляющих компаний. Все чаще ресторанные операторы привлекают не только инвесторов в свои проекты, но и громкие имена, как правило, медийных персонажей. Собчак, Лепс, Ургант, Цекало, Канделаки, безусловно, вызывают интерес и позволяют идентифицировать объект на рынке. Зачастую возможность увидеть популярную фигуру за соседним столом остается сильным магнитом для посетителей.
Также начало года ознаменовалось оживлением на рынке консалтинга. «Структура заказов кардинально меняется, - говорит Алексей Могила. - Небольшой поток запросов на оценку объекта в кризисные годы сменился заданиями на разработку и корректировку концепций торговых центров, а также комплексное развитие территорий. Через два года отсутствие строительства торговых центров будет весьма заметно, и за счет более реалистичного подхода к проектам этот пробел удастся максимально нивелировать».
Девелоперские компании, специализирующиеся в строительстве жилья эконом-класса, перестали относиться к коммерческим помещениям как к нелюбимой падчерице и готовы на этапе строительства привлекать консультантов для корректного проектирования и использования нежилых помещений. Консультанты Penny Lane Realty успешно применяют технологии, используемые при сдаче торговых центров, в том числе и региональных, к работе с комплексами помещений (встроенно-пристроенными, отдельно стоящими зданиями) в спальных районах города. Пилотным проектом стала реализация помещений в районе Кожухово. В качестве арендаторов и покупателей были привлечены спортивный клуб, банковские офисы, продовольственные магазины и операторы общепита. Единый подход позволил корректно подойти к освоению площадей, и уже в ближайшее время жители района почувствуют перемены. Девелопер, в свою очередь, быстро получил не только финансовые потоки от эффективной реализации помещений, но и положительный социальный эффект.
Нельзя не отметить произошедшие в первом квартале крупные сделки в сетевом ритейле. Х5-Копейка и Дикси-Виктория существенно скорректировали расстановку сил. Немаловажно, что эти поглощения дали толчок к целой цепочке более мелких перестановок, в основном, на локальных рынках. Результаты этих изменений станут заметны к концу весны - началу лета.
«Итоги первого квартала демонстрируют устойчивую положительную динамику на рынке торговой недвижимости, - резюмирует Алексей Могила. – Мы ожидаем, что рынок в этом году выйдет на докризисные показатели. Дефицит качественных помещений и активизация игроков на рынке приведут к новым ценовым рекордам».
Арендные ставки по основным торговым коридорам. Источник: MAGAZAN.RU |
|
Улица |
Арендная ставка, $/кв.м./год |
Столешников переулок |
7000 |
Тверская |
4400 |
Кузнецкий мост |
3000 |
Петровка |
2700 |
М. Дмитровка |
2700 |
Б. Дмитровка |
2600 |
М. Бронная |
2500 |
Новинский бульвар |
2300 |
Б. Полянка |
2200 |
Смоленский бульвар |
2100 |